Всего в нем играет 170 человек, однако в Киев приедет состав из 35 музыкантов. Jostiband Orchestra посетит Украину впервые, а средства от проведенного ими 29 января благотворительного концерта пойдут на нужды украинских детей с синдромом Дауна и единственного в Украине Центра раннего развития для таких малышей.
Дирижер Jostiband Orchestra Лиан Вербург в эксклюзивном интервью «Комментариям» рассказала об особенностях роботы с необычным коллективом.
Почему вы решили приехать в Украину?
Недавно несколько украинцев, пребывая в Голландии, попали на выступление нашего оркестра. Услышанное им очень понравилось и они пригласили нас выступить у себя на родине. Так что мы уже очень скоро приедем к вам в гости. Оркестр Jostiband уже побывал на гастролях во Франции, Швейцарии, Германии, Израиле и Канаде. Нас везде и всегда очень тепло принимают и публика, как правило, стоя аплодирует таланту наших особенных музыкантов.
В чем состоят особенности работы с такими музыкантами, по сравнению со, скажем так, обычными людьми? Необходим специальный подход в подборе репертуара?
В разное время мне удалось поработать с разными коллективами и с обыкновенными музыкантами, например с оркестром Andre Rieu. Главный секрет в работе с людьми с особенными потребностями — это терпение и ясность инструкций, объяснений. Когда они вас не понимают, вы должны несколько раз, как можно проще и четче переформулировать и объяснить, что вы хотите, и результат не заставит себя ждать. Вы должны видеть только их способности и не замечать их умственных недостатков. Они потрясающе талантливы!
Что касается особенностей и специальных методик в работе, то в оркестре Jostiband мы используем систему нотной записи на основе цветов. Каждая нота, каждый тон, полутон, ритм и темп обозначается своим цветом. На инструменте также есть свои цветовые стикеры. Сопоставляя эти цвета можно играть.
Насколько часто вы репетируете?
Каждый вечер среды у нас репетиция всего состава оркестра. Кроме того, утром в субботу мы работаем в небольших группах по 8 человек. На репетициях мы повторяем старые мелодии и изучаем новые произведения. Еще раз отмечу, что самое главное правило в обучении музыки таких людей — ясно и четко рассказать правила, объяснив каждому, что разрешено, а что нет. Кроме того, мы относимся к ним как к абсолютно нормальным людям, у которых есть способности к определенным инструментам и стилям. Обычно на то, что выучить и хорошо сыграть новую композицию, у нас уходит целый год.
Сколько лет вы руководите оркестром и сколько материала за это время освоено?
Впервые я столкнулось с оркестром Jostiband в 1977 году. Именно тогда мой старший брат, у которого есть умственная отсталость, стал членом оркестра. А в 1982 году я уже сама начала работать в оркестре ассистентом дирижера. За это время мы сыграли более 200 музыкальных произведений.
Откуда берутся деньги на существование оркестра? Есть ли финансовая поддержка от госструктур?
Оркестр существует на деньги благотворителей и меценатов из разных сфер бизнеса. Причем это и отдельные люди, и целые компании. Государственного пособия или чего-то подобного мы не получаем.
Каков репертуар оркестра: это современные композиции или классические?
Мы не пишем какую-то специальную музыки, но используем фрагменты уже известных мелодий, адаптируя их при этом под возможности наших музыкантов. Мы стараемся выбирать вневременные музыкальные произведения, которые могут быть религиозными, классическими или типичными голландскими песнями. В Украине мы представим несколько международных, так сказать, классических песен, но также сыграем и голландские песни.