Время 10:52  Дата 20.02.2016

В Киеве открылась выставка украинской художницы Примаченко


9 февраля в Мистецькому Арсеналі открылась выставка "Марія Примаченко. Неосяжне".


Это самая масштабная ретроспектива украинской художницы, которую по праву относят к десятке лучших примитивистов мира, пишет Анна Давыдова в №5 журнала Корреспондент от 12 февраля 2016 года.

В Сети шутят, что теперь в Киеве появится своя «очередь на Серова». Действительно, Примаченко вызвала настоящий ажиотаж: по словам директора Мистецького Арсеналу Натальи Заболотной, только на открытии ожидалось до 3 тыс. посетителей, а за всё время работы выставки, которая продлится до 13 марта, её, по прогнозам директора, увидят около 80-100 тыс. человек.

В основе экспозиции – коллекция Национального музея украинского народного декоративного искусства: самое полное из существующих  собраний Примаченко. 

«Но её творческое наследие настолько огромно, что 651 работа, которая хранится у нас в музее, -- это лишь небольшая его часть. На сегодняшний день мы не знаем, сколько всего картин она написала, и нам ещё только предстоит составить их полный список», -- подчёркивает генеральный директор музея Адриана Вялец.  

Сейчас, посреди унылой и серой зимы, на стенах Арсенала расцвели буйным цветом яркие цветы и ожили красочные фантастические звери, каким-то совершенно магическим образом отгоняющие холод и заряжающие энергией. Но, простите за тавтологию,  было бы слишком примитивно сводить творчество гениальной примитивистки к одним лишь «весёлым картинкам».

«Что значит погружение в эпоху Марии Примаченко? -- говорит начальник отдела развития музейного дела Мистецького Арсеналу Ольга Мельник. -- Эта женщина прожила почти 90 лет – то есть, практически весь ХХ век: революция, две мировые войны, Чернобыльская трагедия. И, конечно, много событий, которые происходили не в  Украине, но о которых Примаченко знала – благодаря «брехунцю», как называли в селе радиоточку, -- и которые интерпретировала в своём творчестве: чисто, наивно, где-то по-детски. Преимущественно речь идёт о событиях 60-80-х годов. И сегодня мы хотели не только показать волшебный мир художницы, но и акцентировать, что существует определённый парадокс. С одной стороны, Мария Примаченко – совершенно законопослушный советский человек. Более того – её работы очень активно использовали для пропаганды советского образа жизни. Но с другой стороны, всем своим творчеством она отрицала эту систему. И сегодня, рассматривая её фантастических зверей и глядя на даты создания этих работ, мы думаем о том, что на самом деле имела в виду художница – что диктовало, что показывало ей её подсознание. Взять, например, картину Звірі судяться [выполненную в тёмных тонах и представляющую трёх странных созданий, обсуждающих что-то за «председательским» столом]. Она написана в 1937-м, во времена «троек» НКВД  -- и, глядя на картину, о них просто нельзя не вспомнить».




Адрес новости: http://siteua.org/n/592243